ПБУ 13/2000 - Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи».
Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н, от 18.09.2006 N 115н) I. Общие положения 1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). 2. При применении настоящего Положения не рассматриваются в качестве экономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность и т.п. действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация. 3. Настоящее Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с: государственным регулированием цен и тарифов; применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.); участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам). 4. Исходя из настоящего Положения в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии именуются бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств). Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются на: средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения; средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов. II. Учет бюджетных средств 5. Организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий: имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно- сметная документация и т.п.; имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы. 6. В случае предоставления организации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов. 7. Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п. Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п. 8. Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления. 9. Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе: суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов - на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы; (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н) суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера. Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов. 10. Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы. (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н) 11. Любые условные обязательства и условные активы, связанные с признанными в бухгалтерском учете организации бюджетными средствами, рассматриваются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/98 (утверждено Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 57н, зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 1998 г., регистрационный N 1675).12. Если организация фактически получила бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств, капитальных вложений и т.п. Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления. 13. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5 настоящего Положения, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи. 14. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то на сумму, подлежащую возврату, производится запись: в части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных расходов - в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату. Одновременно уменьшаются финансовые результаты организации и восстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов; в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности по их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остаток целевого финансирования или такой остаток отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых результатов организации и возникновение задолженности по их возврату. 15. Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством). III. Учет бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи 16. Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств. 17. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном настоящим Положением для учета бюджетных средств. 18. Предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), для целей раскрытия информации в бухгалтерской отчетности считается прочими формами государственной помощи. 19. Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке. IV. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности 20. Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье "Доходы будущих периодов" либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства". 21. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно. (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н) Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе прочих расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году. (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н) 22. В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи: характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году; назначение и величина бюджетных кредитов; характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды; не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.
Пакет акций / Палладий / Паритет покупательной способности / Партионный учет / Партия / Пассив / Пассивный счёт / Патентная система налогообложения / Патенты / ПБУ / ПБУ 05/2012 / ПБУ 1/2008 / ПБУ 10/99 / ПБУ 11/2008 / ПБУ 12/2010 / ПБУ 14/2007 / ПБУ 15/2008 / ПБУ 16/02 / ПБУ 17/02 / ПБУ 18/02 / ПБУ 19/02 / ПБУ 2/2008 / ПБУ 20/03 / ПБУ 21/2008 / ПБУ 22/2010 / ПБУ 23/2011 / ПБУ 3/2006 / ПБУ 4/99 / ПБУ 5/01 / ПБУ 6/01 / ПБУ 7/98 / ПБУ 8/01 / ПБУ 9/99 / Пенсионные накопления / Пенсионные сбережения / Пенсионный фонд России / Пенсия / Первичный учетный документ / Первоначальная стоимость / Первоначальный капитал / Перевыставляемые услуги / Переменные расходы / Перенос остатков / Переоцененная стоимость / Переоценка валютных средств / Переоценка основных средств / Переоценка товаров / Перепродажа / Пересортица / Переуступка / Переуступка прав / Переход права собственности / Перечисление заработной платы / Перечисление зарплаты / Периферийная база 1с / Периферийный узел РИБ 1с / Персонал / ПКО / План коммунникаций / план счетов / План счетов Хозрасчетный в 1с:Бухгалтерия 3.0 / Плановая себестоимость / Планово-экономический отдел / Плата за землю / Платёж / Платёжная система / Платина / Платформа 1с 7.7 / Платформа 1с 8.1 / Платформа 1с 8.2 / Платформа 1с 8.3 / Платформа цифрового рубля / По себестоимости / По себестоимости каждой единицы / По собственному желанию / По-совместительству / Погашение векселя / Поглощение / Подакцизные товары / Подбор персонала / Подотчетник / Подотчетное лицо / Подоходный налог / Подписка Tinkoff Pro / Подразделение / Подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе / Пожертвование / Покупатель / Покупка / Политика управления дебиторской задолженностью / Политика управления запасами / Политики предприятия / Полная занятость / Положение по бухгалтерскому учёту / Положение по учету / Положительная деловая репутация / Положительная курсовая разница / Положительная маржинальность / Полуфабрикат / Пользователь сертификата ключа подписи / Портал личного кабинета Госуслуг / Портфель инвестиций / Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации / Пособие по безработице / Поставка / Поставка "Базовая" прикладных решений 1с / Поставка "ПРОФ" прикладных решений 1с / поставщики / Постоянная потеря трудоспособности / Постоянные расходы / Потеря трудоспособности / Потребитель / Потребительская привлекательность / Потребительский рынок / Потребление / Почтовый адрес / Пояснительная записка / Права потребителя / Права собственности / правила внутреннего трудового распорядка / Правительство / Право подписи / Право требования / Предварительная оплата / Предварительная себестоимость / Предварительный договор / Предоплата / Предпринимательская деятельность / Предпринимательская деятельность / Предпринимательство / Предприятие / Премиальные / Премия / Преобразование предприятия / Прескриптивная аналитика / Прибыль / Прибыль до уплаты процентов и налогов (EBIT) / Прибыльность / Приём на работу / Признание расходов / Приказ / Приказ о направлении в командировку / Приказ о приёме на работу / Прикладное решение / Приход / Приходные документы / Приходные кассовые документы / Приходный кассовый ордер / Приходный ордер / Проведение документов / Проведенные документы / Провизорная себестоимость / Проводка / Прогностическая аналитика / Программа лояльности / Прогул / Продавец / Продажа / Продукция / Производительность труда / Производственная необходимость / Производственные запасы / Производственный каледндарь / промежуточный финансовый результат / прослеживаемость товаров / Профессиональный союз / Профком / Профсоюз / Профсоюзный комитет / Процент годовых / Процесс создания нового актива / ПСН / ПФР / ПЭО /